ПОЛОЖЕНИЕ о воспитательно-оздоровительном учреждении образования
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение регулирует порядок деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования (далее – воспитательно-оздоровительное учреждение).
2. Воспитательно-оздоровительное учреждение может быть государственной и частной формы собственности.
Создание, реорганизация и ликвидация воспитательно-оздоровительного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством.
3. Воспитательно-оздоровительное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом воспитательно-оздоровительного учреждения.
4. Воспитательно-оздоровительное учреждение реализует программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.
5. Воспитательно-оздоровительное учреждение может быть следующих видов:
образовательно-оздоровительный центр (далее, если не установлено иное, – центр);
оздоровительный лагерь (далее, если не установлено иное, – лагерь).
6. Деятельность воспитательно-оздоровительного учреждения осуществляется посменно.
Смена – период нахождения детей в воспитательно-оздоровительном учреждении, необходимый для освоения содержания ими соответствующих программ воспитания и образовательных программ.
Продолжительность смены определяется учредителем с учетом вида воспитательно-оздоровительного учреждения, конкретных природно-климатических условий в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.
7. Образовательно-оздоровительный центр функционирует круглогодично, оздоровительный лагерь – в каникулярный период.
8. Образовательный и воспитательный процессы в воспитательно-оздоровительном учреждении осуществляются в соответствии со статьями 287, 290 Кодекса Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства.
Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования осуществляется в соответствии с положением об учреждении общего среднего образования, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
9. Воспитательно-оздоровительное учреждение осуществляет свою деятельность на основе гуманного отношения к личности ребенка с учетом его способностей, интересов, состояния здоровья, психофизических особенностей, педагогически обусловленного выбора образовательных программ, средств, форм и методов обучения и воспитания, организации оздоровления, обеспечивает приоритет социального воспитания как непрерывного процесса развития личности ребенка.
10. В воспитательно-оздоровительном учреждении запрещается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству Республики Беларусь деятельность религиозных организаций.
Для реализации уставных целей и задач воспитательно-оздоровительное учреждение во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями. Порядок, условия, содержание и формы взаимодействия определяются законодательством Республики Беларусь.
11. Права и обязанности педагогических и иных работников воспитательно-оздоровительного учреждения, условия их труда определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании, законодательством о труде, другими актами законодательства, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым или гражданско-правовым договором и должностными инструкциями.
ГЛАВА 2
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
12. В состав воспитательно-оздоровительного учреждения входят структурные подразделения, обеспечивающие реализацию целей, задач и функций, отнесенных к компетенции воспитательно-оздоровительного учреждения, а также обеспечивающие его функционирование, финансово-хозяйственную деятельность, эксплуатацию и обслуживание зданий и сооружений, инженерных сетей, работу автотранспорта, организацию питания и другое.
13. Воспитательно-оздоровительное учреждение может иметь в своей структуре обособленные подразделения (филиалы).
К структурным подразделениям воспитательно-оздоровительного учреждения относятся отделы, секторы, лаборатории, кабинеты, библиотека, общежитие, центр, учебно-методическое управление (часть, отдел), ресурсный центр и другие.
14. Структурное подразделение воспитательно-оздоровительного учреждения создается и прекращает деятельность на основании приказа руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения и действует в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом воспитательно-оздоровительного учреждения, положением о соответствующем структурном подразделении, утверждаемым руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения.
15. Для укрепления здоровья детей в воспитательно-оздоровительном учреждении реализуется комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды.
Расширение адаптационных возможностей, повышение устойчивости организма детей, укрепление их физического, психического, нравственного здоровья достигаются при рациональной организации распорядка дня, режима и культуры питания, формировании мотивации здоровья и здорового образа жизни, рациональном использовании природно-климатических лечебных факторов в сочетании с физкультурно-оздоровительной работой.
16. Для оздоровления детей с особенностями психофизического развития в воспитательно-оздоровительном учреждении предусматриваются:
организация психолого-педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено пребывание детей в воспитательно-оздоровительном учреждении;
использование технических средств социальной реабилитации;
создание адаптивной среды;
организация волонтерской помощи.
17. Оказание медицинской помощи в воспитательно-оздоровительном учреждении осуществляется штатными медицинскими работниками и (или) медицинскими работниками организаций здравоохранения по месту нахождения воспитательно-оздоровительного учреждения в порядке, установленном законодательством.
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
18. Образовательно-оздоровительный центр – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, оказывает содействие оздоровительным лагерям в осуществлении научно-методического обеспечения образования, научно-методического обеспечения программ воспитания и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.
19. Основными задачами образовательно-оздоровительного центра являются:
развитие интеллектуальных, творческих способностей, лидерских качеств детей, хорошо успевающих в учебной деятельности, либо награжденных по итогам районных (городских), областных (Минской городской), республиканских и (или) международных олимпиад, конкурсов, турниров, фестивалей, конференций, симпозиумов, других образовательных мероприятий, спортивных соревнований, либо участвующих в работе органов самоуправления учреждения образования, молодежных и детских общественных объединений;
укрепление здоровья детей;
обеспечение непрерывности основного образования;
создание благоприятных условий для нравственного развития детей на основе общечеловеческих и национальных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном и гражданском становлении, самореализации личности;
участие в деятельности по научно-методическому обеспечению программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;
содействие международному детскому сотрудничеству и взаимодействию;
организация поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-сирот, детей-инвалидов, детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения).
20. Дети, достигшие высоких показателей в учебной и общественной работе, в возрасте от 6 до 18 лет направляются в центр с использованием средств республиканского или местных бюджетов не более одного раза в год.
21. Прием детей в центр осуществляется на основании документов, подтверждающих высокие показатели в учебной и общественной работе (характеристика, копии наградных дипломов, грамот, иных наград), копии свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, копий документов, на основании которых плата за оздоровление детей в центре не взимается.
22. Из числа детей, прибывающих в центр на соответствующую смену, с учетом их возраста для осуществления воспитательного процесса формируются временные детские коллективы – отряды численностью не более 25 человек.
23. Расписание уроков (занятий) составляется с учетом рационального распределения свободного времени и занятости учащихся, предложений педагогических работников, возрастных возможностей детей и санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем центра.
24. Учебные занятия должны способствовать решению конкретных образовательных и воспитательных задач:
освоению содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, расширению объема знаний, умений и навыков, предусмотренных этими программами, а также гражданско-патриотическому воспитанию, формированию национального самосознания;
развитию лидерских качеств, организаторских способностей, формированию активной жизненной позиции, нравственных качеств личности, познавательной и общественной активности;
воспитанию необходимости самосовершенствования, развития инициативы, возможности принятия творческих решений и применения их на практике;
повышению экологической, экономической, правовой культуры.
25. Обучение и воспитание детей при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования организуются не позднее чем через 3 дня после их прибытия в центр.
26. Для организации образовательного процесса формируются классы с учетом возраста детей, языка их обучения, изучаемого ими иностранного языка.
Наполняемость в классах учащихся – не более 25 человек.
Классы открываются и закрываются на протяжении учебного года.
27. Обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляются по соответствующим учебным планам и программам с использованием специальных учебников и учебных пособий, методик обучения, технических средств.
28. В процессе обучения детей в центре домашнее задание им не задается.
29. Учащиеся, обучающиеся в учреждениях образования в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, представляют в центр копию индивидуального плана.
30. Результаты текущей и промежуточной аттестации обучающихся, а также проведенные учебные занятия учитываются педагогическими работниками в соответствующих документах, необходимых для организации образовательного процесса в центре.
По окончании пребывания в центре детям выдается выписка отметок по учебным предметам из соответствующего документа за период обучения, подписанная руководителем (заместителем руководителя) центра.
ГЛАВА 4
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ
31. Оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.
32. Основными задачами лагеря являются:
укрепление здоровья детей;
формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
формирование адаптационных навыков и подготовка к жизни в обществе;
развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей, активное приобщение к различным видам деятельности.
33. Для обеспечения непрерывности воспитательного процесса при реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, а также удовлетворения запросов детей в различных видах отдыха и оздоровления функционируют лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей.
Лагерь с круглосуточным пребыванием детей может функционировать на стационарной, специально предназначенной для оздоровления базе с использованием арендованных помещений, палаток.
Лагерь с дневным пребыванием детей может функционировать на базе учреждения образования при реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
34. Организация работы лагеря в учреждении образования предусматривает создание предметно-пространственной среды для проведения оздоровительных мероприятий (установка теневых навесов, беседок, скамеек, столов для настольных игр, чтения и других мероприятий на свежем воздухе, создание экологических тропинок).
35. При реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи организуется работа лагерей по профилям, направлениям деятельности (техническому, спортивно-техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, физкультурно-спортивному, художественному, социально-экономическому, социально-педагогическому, культурно-досуговому, военно-патриотическому, естественно-математическому, общественно-гуманитарному, оборонно-спортивному, труда и отдыха и иным профилям).
Лагеря реализуют образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля во взаимодействии с Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
36. Продолжительность смены лагеря определяется учредителем в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.
37. Зачисление детей осуществляется на основании приказа руководителя.
ГЛАВА 5
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
38. Управление воспитательно-оздоровительным учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом воспитательно-оздоровительного учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
39. Руководство воспитательно-оздоровительным учреждением образования осуществляет директор, назначаемый учредителем.
40. Органом самоуправления воспитательно-оздоровительного учреждения является совет, возглавляемый его директором.
В воспитательно-оздоровительном учреждении создается педагогический совет и может создаваться попечительский совет.
41. Руководитель воспитательно-оздоровительного учреждения, его заместитель, воспитатели, другие педагогические и медицинские работники несут ответственность за безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, в соответствии с законодательством.
42. Перед началом оздоровительной кампании руководитель воспитательно-оздоровительного учреждения, учреждения образования, иной организации организует работу по освоению привлекаемыми педагогическими работниками образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов).
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
43. Материально-техническую базу воспитательно-оздоровительного учреждения составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество, необходимое для обучения и воспитания детей.
Помещения, кабинеты, площадки воспитательно-оздоровительного учреждения должны быть снабжены необходимым учебным, спортивным и иным оборудованием, изделиями медицинского назначения, мебелью, инвентарем, средствами обучения и эксплуатируются в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил охраны труда.
44. Финансирование государственного воспитательно-оздоровительного учреждения осуществляется за счет средств республиканского, местных бюджетов, средств, полученных от приносящей доход деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
Финансирование частного воспитательно-оздоровительного учреждения осуществляется за счет средств учредителя, средств, полученных от приносящей доход деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.